«Жаворонки»: то, что пекли на Руси в день памяти 40 Севастийских мучеников
В день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта) Святая Церковь установила совершать литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. В этот день разрешается растительное масло. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц — «жаворонки».
«Жаворонки»
Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай.
«Жаворонки» делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножом надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.
«Голубки», как и «жаворонки», изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.
Можно сделать и так: раскатать тесто, вырезать кружочки, диаметром 6-8 см, надрезать (не до самой серединки!) сегмент немного меньше четверти – это будет хвост. Взять левую от хвоста часть и завернуть ее направо, правую – налево. Аккуратно сформировать голову, вытянуть пальцами клювик, вставить глазки-изюминки.
Можно и самим придумывать форму птичек.
Делать «жаворонков» лучше с детьми. Маленькие дети справятся с изготовлением колобков. Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, скатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).
Приготовление изделий из пресного теста. Жаворонки
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Класс 7
Цель: организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюда “Жаворонки” из теста.
Задачи обучения
- Сформировать знания о видах теста и изделий из него.
- Обучить на практике приготовлению изделия из пресного теста “Жаворонки”.
- Расширить знания учащихся о русских земледельческих праздниках и обычаях, рассказать о значении дня весеннего равноденствия на Руси, о православном празднике Сороки, об обрядовой пище, связанной с этим днем.
- Прививать уважение к национальной культуре.
Тип урока — комбинированный с использованием ИКТ.
Материально-техническое оснащение:
- Оборудование учебной мастерской: печь электрическая, инструменты и приспособления для выпечки изделий из теста: кухонная посуда для замеса и формования теста.
Учебно-наглядные пособия:
- инструкционная карта “Жаворонки”,
- таблицы “Пищевые вещества”, “Приготовление дрожжевого теста”,
- таблицы “Правила безопасной работы ножом и приспособлениями”, “Санитарно-гигиенические правила”,
- компьютерная презентация,
- учебники.
Техническое оснащение: мультимедиапроектор, компьютер учителя.
Материальное обеспечение: продукты для практического задания.
1. Организационный момент
Отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала (слайд №1-3)
Устный опрос.
-
Назовите основные продукты для замеса теста.
- Назовите 2 основных вида теста.
- Какие виды теста по консистенции вам известны.
- Назовите изделия из теста традиционной русской кухни.
3. Изучение нового материала.
Когда-то давно, когда Русь была еще языческой, Масленица — обрядовый праздник встречи весны — справлялся несколько позже, чем сейчас, был приурочен ко дню весеннего равноденствия. С приходом христианства это стало невозможно – тогда буйная и разгульная Масленица приходилась бы аккурат на время Великого поста. Церковь не могла запретить Масленицу – слишком уж любим был народом этот праздник, но постаралась наполнить его другим смыслом, и “выпихнуть” за пределы Великого поста, на последнюю перед постом неделю (сырную седмицу).
Поначалу Православной церкви приходилось очень нелегко — языческие обряды и праздники с трудом вытеснялись из душ и умов славян, но с течением времени многие обычаи утратили своё первоначальное значение, забылись, и лишь некоторые дошли до наших дней. Блинам повезло – они остались “при Масленице”, и вообще в большом почёте.
А вот “жаворонки”. (слайд №4)
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. “Жаворонок за собой сорок птиц привел” [3].
Во многих губерниях бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок разных птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птичек, весна вознаградит сорока дарами.
Давайте разгадаем кроссворд, чтобы узнать некоторых из сорока (слайд №5,6)
КРОССВОРД (Ключевое слово – весна).
1. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели. (Соловей)
2. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
3. Спереди шильце, сзади вильце, сверху черное суконце. (Ласточка)
4. В синем небе голосок — будто крохотный звонок. (Жаворонок)
5. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)
Считалось, что раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. И с этого времени определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. “Жаворонок небо пашет” — говорили в народе (слайд № 7, звукозапись “Полевой жаворонок”)
На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Все члены семьи получали птичку – румяную, хрустящую, аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что горазд. Фигурки птичек ставили на подоконник, окно открывали – ждали-звали весну.
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится (слайд №8)
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и “несчастливых” птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под “благополучных” птиц.
Жаворонков дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела! [4]
Накричавшись и наигравшись с “жаворонками”, дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у “жаворонка”, тем крупнее, “головастее” будет лён. Или такая, например: чем выше подбросишь “жаворонка”, тем выше вырастет лён (слайд №9).
Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели “веснянки”, обращаясь к аистам и журавлям: “скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко”. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы.
Звали весну веселыми, задорными закличками (обрядовыми песнями), которые назывались Веснянки или Веснушки. В них формулировались все пожелания крестьян, связанные с обильным урожаем, хорошей погодой и всем, что было важно для того, чтобы их жизнь весь год после нового урожая была сытой.
Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
На чем подошла-подъехала?
— На сошечке, на бороночке, на веничке.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Это были даже не песни, а настоящие заговоры, наполненные внутренним ритмом. Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную весну [1].
Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и “Сороками”. Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта [3]. В 320 г. в городе Севастия (на территории современной Турции) командующий гарнизоном язычник Агриколай повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, сказав, что они – христиане и поклоняются только Богу. Агриколай жестоко расправился с непокорными. Церковь канонизировала мучеников.
На Руси в день памяти Севастийских мучеников лепили из теста и пекли “жаворонков” – булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Наши предки считали, что эти птицы обладали дерзостью и смирением перед Богом: жаворонок быстро устремляется ввысь, но поражённый величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. В христианской символике птица – символ души (слайд №10)
Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
Но ещё до прихода христианства на Руси был интересный обычай – Заклички. Это праздник встречи весны 22 марта. Это день, когда “земля заканчивает свой зимний путь”. С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое (слайд №11,12)
На Сороки день с ночью меряются.
Зима кончается, весна начиняется. [1].
Веселитеся, подружки.
К нам весна скоро придет.
Весна придет, солнце взойдет.
Сгонит снежки, с гор белой мороз.
Разольются быстры речки.
Все мелкие да ручейка.
Расцветут в поле цветочки.
Все ракитовы куста.
Промежу этих кусточков
Волга-речка протекла.
А на этих на кусточках
Мелки пташечки поют.
Мелки пташки, канарейки,
Весело больно поют (Белозеръе.)
Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты
И так переплелись древний языческий и христианский обряды, что даже в дни строгого Великого поста, когда любые увеселения были запрещены (даже петь было нельзя!), на Сороки было дозволено кликать весну. А как иначе? Наши предки считали – чтобы весна пришла, её нужно было выкликнуть, позвать, попросить прийти. Отсюда и народное название – Заклички.
А чтобы ускорить этот процесс, пекли во всех домах фигурки обрядовых птиц с распахнутыми крылышками, глазками-изюминками, обсыпанные сахаром. Выпечка эта называлась по-разному: “грачами”, “птюшками”, “чувильками”, “куликами”, но чаще – “жаворонками” (слайд №13).
К уроку вы выполняли задание — собирали информацию устного народного творчества: пословицы и поговорки о птицах, народные приметы приближения весны.
Проверим, что вам удалось отыскать и выучить. Чтобы было веселее, проведем конкурс “Кто знает больше пословиц и примет”. Победитель определяется по количеству бумажных птичек. Условие — говорить поочередно и не повторяться в ответах. (Приложение 2)
“Жаворонков” готовили повсеместно по территории России, при этом форма и размеры печения были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях.
Тесто для печенья готовили его из разной муки: и ржаной, и овсяной, и пшеничной. Тесто могло быть дрожжевым, песочным или пряничным. Так как празднование Сороков (Жаворонков) приходилось на Великий пост, то тесто делали постным. То есть, готовилась выпечка без яиц и без сливочного масла, а с добавлением растительного (льняного) масла.
Выпеченные птички украшали зернами конопли, сушеными ягодами, перцем. Некоторые мастерицы золотили всю птичку сусальным золотом, а голову обмазывали медом.
Традиция выпекать Жаворонки сохранялась и в ХХ веке. Хлебозаводы выпекали как праздничное русское национальное хлебное изделие к 1-й неделе марта (обычно к 8 марта), в ознаменование поворота “с Зимы на Весну”. У них эти сладкие птички получались большими, округлыми, с растопыренным хвостиком и глазками из изюма.
Радости Вам, светлых надежд и весеннего настроения! (слайд 14).
Сколько же всего было важного, трогательного в культуре русского народа и сколько всего кануло в лету.
4. Практическая работа (слайд №15)
Хороший обряд. Жаль, что не везде его знают-помнят. Давайте и мы, следуя русским традициям, попробуем испечь этих чудесных птичек, весну позовем! Здравствуй, Весна-Красна! Приходи к нам поскорее!
Пробуем? Таланты скульптора нужны минимальные, ваяние увлекает!
Можно сделать “жаворонков” из дрожжевого или пресного теста. Также можно приготовить птичек из соленого теста.
Вводный инструктаж:
— объявить тему, цели и задачи практической работы;
— ознакомить с технологической последовательностью приготовления печенья;
— предупредить о затруднениях;
— напомнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований;
— провести инструктаж по безопасным приемам труда.
Технологическая последовательность приготовления печенья из бездрожжевого теста (См. Инструкционную карту Приложение 1).
1. Замесить тесто
2. Вылепить птичек.
Способы лепки: (слайд №16-18)
1) Сидящий жаворонок.
2) Прямосидящий жаворонок
3) Летящий жаворонок (1вариант)
4) Летящий жаворонок (2 вариант)
3. Смазать птичек перед выпечкой яйцом или желтком, маслом.
4. Уложить на противень, смазанный маслом или застеленный бумагой для выпечки, можно посыпать сахаром.
5. Выпекать до зарумянивания при t=150
180°C, минут 15 — 20.
6. Смазать сладкой водой или растительным маслом готовых жаворонков, не снимая с противня, накрыть полотенцем и оставить до остывания.
Текущий инструктаж (формирование новых умений):
— проверка организованности начала работы учащихся;
— проверка организованности рабочих мест;
— соблюдение безопасности на рабочем месте;
— инструктирование по выполнению задания.
Учащиеся выполняют по группам (бригадный метод) практическую работу “Жаворонки”, используя инструкционную карту, сервируют стол к чаю.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготовления, правильные приёмы работы, соблюдение безопасных приемов труда.
Заключительный инструктаж. Оповестить обучающихся о том, что пришло время завершить приготовление печенья и приступить к дегустации.
6. Дегустация блюд
В процессе дегустации оцениваются вкусовые качества выпечки, внешний вид.
Знакомство с разновидностями жаворонков (слайд №15-20)
Учитель задает вопросы, а ребята отвечают на них:
- Какие способы приготовления дрожжевого теста вы знаете?
- Какие виды пресного теста вам известны.
- Какие разновидности ароматизаторов теста вам известны?
- Как проверить готовность выпечки?
7. Контроль формирования знаний и умений (слайд №21-22)
Впиши в клетки слова-ответы
1. Тесто, которое можно приготовить как с опарой, так и без (дрожжевое)
ЖАВОРОНКИ. Рецепты ЖАВОРОНКОВ. РУССКАЯ КУХНЯ
Раздел:
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские блюда
66-я страница раздела
Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
ЖАВОРОНКИ
Рецепты приготовления жаворонков
Многие очень древние языческие обычаи вошли в быт православных христиан. Один из них — печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.
В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
На Руси единого дня или недели для праздника встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам.
В старину такие булочки пекли ко дню памяти «сорока мучеников» (40 римских воинов-христиан, замученных в IV веке за то, что они отказались поклониться языческим богам) — 9 марта по церковному календарю (22 марта по новому стилю).
Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты.
Праздник встречи весны приходится на время Великого поста, поэтому для верующих жаворонки выпекаются только из постного теста. А остальные могут побаловаться и сдобными весенними булочками.
«Жаворонки» на расстойке.
Эти жаворонки сделаны 1-м способом (см. ниже «Жаворонки — 1-й способ»).
«Крылышки» вылеплены отдельно.
Оформление жаворонков может быть различным
Жаворонки — 1-й способ
Жаворонки — 2-й способ
Жаворонки — 3-й способ
Жаворонки — 4-й способ
По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети.
Способ для детского творчества:
Простое традиционное оформление жаворонков
завязыванием тестяных жгутиков в узелок
Колобки делаются совсем просто:
Валик теста нарезать на куски, скатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки крепким сладким чаем, тогда после выпечки колобки будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).
Результаты детского творчества:
Праздник Жаворонки
22 марта
Праздник прихода весны
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия, который отмечали празднованием языческой Комоедицы. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» – говорят в народе.
На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.
Круглыми пряниками принято было угощать всех, включая домашнюю скотину. Первые жаворонки всегда относили в хлев и в курятник, где ими угощали своих животных и птиц, чтобы они набрались сил после долгой зимы.
В некоторых местностях дополнительно пекли еще 40 жаворонков, которые надо было раздать прохожим людям.
На Сороки пекут «жаворонков» из кислого теста (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста.
Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками».
В Каширском районе Воронежской области пекли блины, оладьи и пышки из сдобного теста. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.
К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают.
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С «куликами» кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».
Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».
Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками:
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала:
«Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет».
Далее этнограф замечает:
«Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»
Привнесенная на Русь христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними.
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта.
Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику:
«Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Другие названия праздника
Сороки, Сорок сороков, Сороки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.) — Молодые или молодожёны, «Змиjин дан» (серб.) — Змеиный день, Сорок мученников.
Поговорки и приметы на Жаворонки
Северные козули для закликания весны
в праздник Жаворонки
Мезенские козули.
На русском Севере, в поселениях на реке Мезень к праздникам пекли особые — витые козули.
Из ржаной муки месили тесто, раскатывали тонкими жгутами, а потом выкладывали на противень в виде фигурок животных — коней, лосей, коров, птиц.
Подарком козули желали добра, богатства и благополучия.
В современных условиях козули готовят и из пшеничного теста.
О приготовлении фигурных и расписных пряников см. стр. Русские пряники и раздел Расписные пряники и пряничные домики.
На русском Севере для закликания весны в праздник Жаворонки, кроме булочек-жаворонков, выпекают северные фигурные печенья-козули.
Козули — обрядовое печенье, разновидность пряников из пшеничной или ржаной муки, чаще в форме овец, коров, лошадей или в виде замысловатых узоров.
Козулями одаривали колядующих, родственников, для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту, использовали как оберег для хлева и конюшни. Кроме того, козули применялись для гаданий. Одна из колядок звучит так: «Нам не дорога чара зелена вина, И нам не дорога братыня пива пьяного, А дорога нам козулечка праздничная».
Готовят козули или из ржаного, или из пшеничного теста, которое должно быть достаточно крутым, чтобы хорошо держать форму фигурных изделий.
Северный пряник козуля впервые появился в архангельской Соломбале – районе мастеровых людей.
В те далекие времена козули пекли лишь на самые крупные праздники.
С давних пор считалось, что козуля приносит удачу. Например, люди верили, что если девушка сама испечет козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж.
Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом.
В праздничные дни «козули» выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.
Козули чаще всего выпекали в печи, однако еще в 1930-х годах встречался более архаичный способ: вылепленную из теста фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду завариться для сохранения формы и лишь затем ставили в печь.
Ингредиенты пряничного теста для козуль:
— 1 стакан сахара
— 1/2 стакана воды
— 1 яйцо и 2 желтка
— 100 г сливочного масла
— 1/2 чайной ложки соли
— 1 столовая ложка мелко перемолотых пряностей (корица, гвоздика, кардамон, имбирь, мускатный орех)
— 0,4-0,5 кг муки до получения густой пластичной консистенции
Приготовление теста для козуль:
1. В глубокую кастрюлю или сковороду высыпаем половину сахара и, постоянно помешивая, пережигаем его до темно-коричневого цвета. Должна образоваться своеобразная «шоколадная пена».
2. Очень осторожно добавляем крутой кипяток в наш жженый сахар.
При этой процедуре следует надеть рукавицы-прихватки. Будет выделяться много горячего пара!
Внимание! Не наклоняйтесь над сковородой, держите лицо подальше!
Кипяток должен быть именно крутым, а не просто горячим. И вливать его следует очень маленькими порциями, иначе получится карамель.
3. Далее высыпаем в кастрюлю остальной сахар и полностью его растворяем.
4. Снимаем кастрюлю с огня. Добавляем в смесь сливочное масло, размешиваем и оставляем остыть до комнатной температуры.
5.Хорошенько разбалтываем до однородности яйцо и желтки и добавляем их в остывшую смесь.
6.Высыпаем в смесь соль и пряности.
7. Просеиваем муку и понемногу добавляем ее в смесь, при этом хорошо размешиваем тесто, чтобы не было комочков. Перемешиваем тесто вилкой или венчиком, пока это возможно. Когда загустевшее тесто уже нельзя размешивать вилкой, выкладываем его на доску и мешаем руками.
8. Замешивание теста для козуль окончено.
Лучше его плотно закрыть и поставить созревать в холодильник до завтра.
Но если времени нет, можно ненадолго оставить тесто при комнатной температуре, а затем уберать на 20-30 минут в морозильник.
9. Пряничное тесто дозрело.
Раскатываем его толщиной 5-7 мм и вырезаем понравившиеся фигурки. Используем различные формочки для печенья. Если подходящей формочки нет, то можно сделать картонный трафарет и по нему вырезать фигурки из теста ножом.
Для козуль, показанных на фото выше, раскатываем тесто в пласт, нарезаем полосками, скатываем их в тонкие длинные жгутики и выкладываем узоры на смазанном маслом противне.
10. Выкладываем вырезанные фигурки на слегка смазанный маслом противень.
Выпекаем при 210-220 гр. С 5-10 минут в зависимости от размера пряника.
Очень удобно пользоваться силиконовыми ковриками для выпечки. Тесто можно раскатать сразу на коврике и на нем же выпекать.
Если совсем нет возможности приготовить к празднику выпечку, приготовим вкусный торт без выпечки:
Торт с ананасами
без выпечки
Делаем узоры шоколадной глазурью.
Для отсадки глазури можно использовать пластиковый файл. Закладываем глазурь в файл, плотно закручиваем верх и срезаем уголок.
Рецепт приготовления сахарной глазури читайте здесь.
После украшения сразу подаем торт на стол.
Новруз (перс. — «новый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов.
Новруз-байрам является национальной традицией, не имеющего отношения к исламским обычаям.
Новруз имеет древнейшее, дохристианское и доисламское происхождение, и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения.
Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.
В день Новруза древние индоарии поклонялись т. н. «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия».
Британская учёная М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастристы считали жизненной силой и поклонялись ему:
«Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта („Лучшей праведности“) и огню.
Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклоняются в отведенное ему полуденное время, которая сейчас называется „Рапитва“ и призывают в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета».
В более поздней зороастрийской традиции несомненно посвящение этого праздника огню. В день Новруза ешё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов.
Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры». Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Новруза» и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника).
Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии.
Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Новруз). После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые ими костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий.
Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника.
Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии.
На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни и специфические сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время.
На территории Ближнего Востока Новруз празднуется только теми народами, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата.
Соответственно, Новруз, например, не празднуется арабами.
В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Новруза было запрещено. Сейчас разрешено.
В Сирии празднование Новруза запрещено до сих пор.
30.IX.2009 года праздник Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз.