Цеппелины. История.
В первой трети двадцатого века энтузиасты воздухоплавания были всенародными героями, в эти годы они с одинаковой легкостью покоряли воздушные просторы и женские сердца. Своими успехами бесстрашные пилоты оказались обязаны немецкому офицеру, побывавшему в Америке во время Гражданской войны в США. Его чрезвычайно заинтересовали аэростаты, которыми противники пользовались для ведения воздушной разведки. Здесь впервые в жизни он поднялся в воздух, и полет над рекой Миссисипи настолько покорил этого человека, что навсегда он связал свою жизнь с воздухоплаванием. Звали немецкого офицера граф Фердинанд фон Цеппелин (8 июля 1838 — 8 марта 1917). И с тех пор слова «дирижабль» и «цеппелин» стали синонимами.
Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов уже полковник Цеппелин участвовал в осаде Парижа и видел, как над городом поднимаются шестьдесят воздушных шаров, на которых вывозят почту, военные соединения и политиков.
Фон Цеппелин считал, что огромные дирижабли будут способствовать достижению военного мощи Германии. Однако проект о применении в военных целях аппаратов легче воздуха, направленный в 1887 году кайзеру, был признан несерьезным.
Все чаще в его дневниках появлялись рисунки невиданных аппаратов, порожденных его фантазией. Все чаще в Берлине хмурили брови, получая новые и новые, как казалось, нелепые проекты создания армады управляемых воздушных кораблей.
Дело дошло до конфликта с самим императором Вильгельмом II.
Раздражающему командование графу-фантазеру присвоили звание генерал-лейтенанта и в 1890 году уволили из армии.
Цеппелин вернулся в места своего детства. На собственные деньги на берегу Боденского озера он открыл небольшую мастерскую и нанял молодых талантливых инженеров. Целых восемь лет потребовалось, чтобы подготовиться к строительству первого дирижабля. За эти годы в округе к нему прилепилось прозвище граф-дурак – мало кто понимал, чем занимается этот сумасброд, тратя семейные деньги рода Цеппелинов.
Дирижабли могут быть трех видов: мягкие – с корпусом из прорезиненной ткани, полужесткие – с металлической фермой вдоль днища, и жесткие – с металлическим каркасом, на который натянута ткань.
Граф строил жесткий тип. В качестве подъемного газа использовались мешки с водородом, которыми наполняли каркас дирижабля. Снизу к днищу корпуса крепилась гондола управления и гондола с моторами. Каркас делали из новомодного и невероятно дорогого алюминия.
Цеппелин был не первым строителем дирижаблей. В 1899 году француз Сантос-Дюмон на своем аппарате облетел Эйфелеву башню.
Однако Цеппелин был первым, кто отнесся к своему увлечению как к бизнесу. Кроме того он обладал значительным капиталом, а его другом детства был сам король Вюртембергский, позволивший построить на Боденском озере ангар для первых аппаратов. В 1898 году было создано акционерное общество, одну треть капитала внес граф.
Его первый «цеппелин» поднялся в небо над Боденским озером недалеко от Фридрихсхафена в июле 1900 года. Множество людей с замиранием созерцало, как в течение 18 минут 127-метровый дирижабль совершал полет. Им управлял сам граф. Аппарат оказался медленным и неуклюжим. В движение его приводили два слабых двигателя Даймлера.
После 20 минут полета его пришлось посадить на воду Боденского озера. Разочарованные акционеры потребовали свои деньги обратно, и Цеппелин выкупил их доли. Второй дирижабль LZ-2 был построен только в 1906 году – однако при взлете у него отвалились двигатели, и неуправляемый корпус с трудом опустили на воду озера.
В 1908 году семидесятилетнему графу удалось пробыть в воздухе восемь часов на борту LZ-4 и даже слетать в соседнюю Швейцарию. Но в том же году Цеппелин был вынужден экстренно посадить очередной аппарат из-за неисправности моторов. В ту же ночь налетевшая буря полностью уничтожила привязанный к земле дирижабль. Это была катастрофа! Собственные деньги графа кончились, в газетах над ним смеялись, а стратеги из Берлина перестали даже отвечать на его предложения.
После гибели LZ-4 у Цеппелина уже не оставалось средств на строительство нового аппарата.
Но тут произошло чудо. Обыватели, узнавшие из газет об очередной катастрофе «безумного графа», стали присылать ему деньги. За несколько дней Цеппелин получил сумму, которой хватило на изготовление очередного дирижабля. В Берлине наконец-то заметили невероятное усердие графа, и император лично выделил полмиллиона марок для поддержания его проектов.Потом была создана компания по строительству дирижаблей (Luftschiffbau Zeppelin GmbH) и на свет появились другие «цеппелины». Графа перестали считать чудаком – он обрел известность. «Величайшим немцем XX века» стал называть его кайзер.
В 1909 году Фердинанд фон Цеппелин основал первую в мире транспортную авиакомпанию «Германские дирижабли» (Deutsche Luftschiffahrts – Aktien – Gesellschaft). Через год начались регулярные полеты четырех дирижаблей внутри Германии.Для этого в крупнейших городах построили специальные огромные ангары и причальные мачты. Особое внимание граф уделял пропаганде полетов на своих кораблях. Впрочем, почти сразу же дирижабли стали символом нового века и всемогущества техники.
Этому способствовала невероятная красота этих сигарообразных аппаратов и поражающие воображение размеры. Каждое появление дирижабля сопровождалось столпотворением. При этом с 1909 по 1914 год не произошло ни одной аварии. Дирижабли «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» совершали полеты из Германии через Рио-де-Жанейро в Лейкхерст и обратно.«Цеппелины» отличались огромными размерами и по форме напоминали сигару. Металлический каркас был обтянут снаружи тканью. Внутри дирижабля либо под ним находилась гондола с экипажем, здесь же располагались пассажиры. Для подъема аэростата в небо использовали водород, хранившийся в корпусе дирижабля, в многочисленных отсеках или баллонах.
Граф продолжал технически совершенствовать свои дирижабли. В 1909 году он нанял инженера Вильгельма Мейбаха, который до этого работал на заводе Даймлера. Мейбах возглавил дочернее подразделение компании Цеппелина, которое стало заниматься производством двигателей для дирижаблей.После Первой мировой войны именно это подразделение превратилось в самостоятельную компанию Maybach Motornbau, создавшую легендарные машины.Однако основной толчок развитию бизнеса Цеппелина дали, конечно же, заказы для армии. К 1914 году военные получили от Цеппелина 12 аппаратов. Дирижабли привлекали их как возможность наконец-то добраться до Англии.
В мае 1915-го впервые в истории человечества произошла воздушная атака – армада цеппелинов бомбила лондонский Ист-Энд. С военной точки зрения результат был ничтожен – погибли семь портовых рабочих. Однако психологически была одержана важная победа – теперь никто не мог чувствовать себя спокойно даже в тылу.
Впрочем, оборотной стороной этого была общенациональная ненависть в Англии ко всему немецкому. Сами дирижабли в то время англичане называли не иначе как babykillers – убийцы детей.Цеппелины стали прекрасным символом превосходства, но в бою они были очень уязвимы. К 1917 году Германия потеряла почти всю свою воздушную армаду – 106 кораблей было сбито.
В 1917 году умер граф Фердинанд фон Цеппелин. Его бизнес возглавил Хьюго Эккнер, бывший пресс-атташе компании. Однако по условиям Версальского мира проигравшей войну Германии было запрещено использовать дирижабли.Победители разделили все оставшиеся после войны цеппелины и вывезли их из страны как трофеи. Ангары и причальные мачты были уничтожены (хотя, например, ангар под Берлином практичные немцы использовали как кинопавильон знаменитой студии УФА).
Казалось, это конец. Заводы Цеппелина простаивали. Однако Хьюго Эккнер нашел выход – под заказ Соединенных Штатов в 1920 году он построил дирижабль LZ-126. Причем американцы хотели наполнять этот корабль не опасным водородом, а недавно открытым гелием, который хоть и был в десятки раз дороже, но обладал важным преимуществом – не воспламенялся.
Заокеанские деньги спасли компанию от банкротства. А в 1923 году Эккнер создал совместное предприятие с американской корпорацией Gооdyear, которая получила патенты Цеппелина и немецких специалистов. Благодаря этим мерам удалось пережить тяжелые времена и дождаться отмены всех послевоенных ограничений в 1925 году. Начался золотой век немецкого дирижаблестроения.
Эпоха «цеппелинов» достигла расцвета в 1929 году, когда «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие. Стартовав в Лейкхерсте, дирижабль облетел земной шар с запада на восток за 21 день, сделав остановки во Фридрихсхафене, в Токио, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе.
В книге «Гинденбург» – иллюстрированная история» говорится: «В тот момент популярность «Графа Цеппелина» была почти мистической. Где бы он ни появлялся, повсюду он производил сенсацию. Не будет ошибкой сказать, что это был самый известный из всех когда-либо существовавших воздушных кораблей, включая и современный «Конкорд».Путешествие в дирижабле отличалось от полета в современном самолете. Представьте себя на борту «Гинденбурга», который по длине в три раза превосходил современный аэробус, а по высоте был равен 13-этажному зданию. Вам отводят не кресло, а целую каюту с кроватью и туалетом. При взлёте не нужно пристегивать ремни. Можно стоять в каюте, прогуливаться по салону или палубе, смотреть в окна. Все эти помещения находились в огромном «брюхе» дирижабля, рассчитанном на 50 пассажиров. В ресторане столы под белыми крахмальными скатертями были сервированы серебряными приборами и фарфоровой посудой. А в салоне был даже небольшой рояль.
Двигаясь со скоростью 130 километров в час на высоте 200 метров над уровнем моря, «Гинденбург» в 1936 году совершил свой самый быстрый перелёт через Северную Атлантику за 43 часа.Одним из самых больших врагов «цеппелинов» была непогода. Из 24 дирижаблей, построенных компанией графа Цеппелина, 8 вышли из строя из-за непогоды. В 1925 году американский дирижабль «Шенандоа» сильными ветрами разорвало в клочья. Гибель двух других дирижаблей, вызванная суровыми погодными условиями, положила конец эпохе дирижаблей в Америке.
Тем не менее, в Германии по-прежнему верили в надежность «цеппелинов» и продолжали их производство. Но в мае 1937 года произошла катастрофа, потрясшая весь мир.
Гибель «Гинденбурга» завершила эпоху гигантских дирижаблей, длившуюся более 30 лет.
tatiaz
Кулинария и кое-что еще
Здесь о вкусной пище, о здоровой где-то за пределами.
Цеппелины-дирижабли
Загадочное название, правда? Знал ли граф Цеппелин, что в его честь назовут этакое блюдо? А блюдо, между прочим, довольно вкусное и необычное.
Надо:
Фарш свино-говяжий 50 на 50.
Лук репчатый.
Соль.
Перец.
Картошка.
Бекон или сырокопченая грудинка. С грудинкой вкуснее.
Крахмал — чайная ложка.
Треть картошки отправляем вариться.
Две трети натираем на мелкой терке.
Оставшийся сок оставляем отстояться, чтоб на дне образовался крахмал.
Пока картошка варится, а сок отстаивается, готовим фарш.
Мясо смешиваем с мелко порубленным луком.
Солим и перчим. Хорошо вымешиваем, отбиваем.
Грудинку нарезаем некрупными полосками и обжариваем до румяности на сухой сковороде.
Как грудинка выделит достаточное количество жира, добавляем также мелконарубленный лук. Я взяла красный, но можно взять и обычный репчатый. Обжариваем все вместе до румяности. С готовой грудинки сливаем жир и откладываем в сторону. Вот тут можно было бы все смешать со сметаной и загустить мукой, получился бы соус, но мне нравится сметану подавать отдельно. А вы уж сами смотрите, как вам больше по вкусу.
Из отварного картофеля делаем пюре.
Смешиваем с оставшимся сырым натертым картофелем. Как следует все перемешиваем до однородной массы.
Отжатый картофельный сок аккуратно сливаем так, чтобы собрать оставшийся на дне крахмал. Если его там нет, придется добавить чайную ложечку сухого крахмала. Если есть, то не надо. И окончательно замешиваем однородное тесто. Если картошка варилась не в соленой воде, то подсаливаем.
Из которого формуем не тонкие, а толстенькие такие лепешки. Где-то в см толщиной. В центр кладем небольшую котлетку из фарша.
И формируем продолговатую котлету. Руки можно смочить, чтоб тесто не липло к рукам.
Кипятим воду. Заодно крахмал разводим в теплой воде.
Как вода закипит, добавляем в нее крахмал, чтоб получился не густой такой кисель.
Вот тут самое интересное. Как только кисель начал чуть закипать, уворачиваем огонь до минимума, кипеть больше не должно! Опускаем в негустой кисель цеппелины и ждем когда всплывут. Как всплыли, отсчитываем примерно 15-20 минут. Если переварить, то все развалится прям в кастрюле, поэтому ни в коем случае не надо допускать этого момента.
Определить готовность можно или по времени, или по виду. Но во втором случае нужна сноровка. Готовность — это когда картофельная оболочка из матовой превратится в полу-прозрачную. Не знаю, как точнее объяснить. В общем, если заметили первые признаки разваривания, сразу вылавливайте все, не ждите!
Да! Мешать ложкой это варево нельзя! А то получите кашу. Только подергивая кастрюлю.
Готовые дирижабли сдабриваем грудинкой, рядом выкладываем сметану и едим горячими!
Вот на фото можно примерно понять степень «прозрачности» картофельной оболочки. У меня они даже чуть переварились. Можно было снять и пораньше, но не уследила. Бывает.
Как венгерский дирижабль помог литовской кухне
Все активные ссылки открываются в новом окне.
Венгерский городок Кестхей, который называют «столицей Западного Балатона» — это типичная Венгрия во всём её проявлении: графский замок с башней, старые двухэтажные дома в центре города и одноэтажные, с собственными огородами, вокруг них. На самых окраинах — несколько современных высоток. Если строятся новые многоквартирные дома, то они бывают не выше трёх этажей, но есть здесь один микрорайон, который выделяется своим внешним видом. Называется он «Schwarz lakótelep/жилой посёлок Шварца»: аккуратные таунхаусы с коричневыми крышами, некоторые с декоративными фахверковыми мотивами и внутренними двориками. Я часто ходила мимо и каждый раз думала, откуда такое название? Спросила у местных жителей, мне ответили: то ли Шварц был архитектором, то ли инженером. Пока в городе после реконструкции не открыли Музей транспорта, я не могла сложить все пазлы вместе.
Дэвид Шварц родился в еврейской купеческой семье, в Кестхее, в 1850 году. Однако, он очень рано осиротел, поэтому с детства зарабатывал себе на пропитание сам. Был продавцом в родном городе, потом уехал в Загреб: работал в лесном хозяйстве, быстро стал успешным коммерсантом (торговал древесиной). Начал интересоваться техникой, машинами. Сначала это было связано с усовершенствованием транспортировки древесины, но потом.
Шварц самостоятельно изучил основы механики, затем увлёкся воздухоплаванием, заинтересовался свойствами алюминия и решил построить дирижабль.
Первое и второе фото — из Музея транспорта (Amazon Ház Látogatóközpontban). Кестхей, Венгрия.
Изобретателем первого дирижабля, который тогда так ещё не назывался, считается французский математик Жан Батист Мари Шарль Мёнье́, но до него уже существовали аэростаты. Идеи Мёнье были воплощены на практике в середине XIX века: первый полёт дирижабля с паровым двигателем состоялся в 1852 году, а первый свободный полёт состоялся лишь в 1884 году.
Дэвид Шварц показал свои проекты Министерству обороны Австро-Венгрии, но там его идеи отклонили. Тогда он связался с российским военным атташе в Вене и вскоре был приглашен в Санкт-Петербург, где проводил эксперименты в течение двух лет за счёт государственной казны (с 1892 года). Там он построил свой первый дирижабль с алюминиевым каркасом и матерчатой оболочкой. К сожалению, его запуск закончился неудачей, финансирование прекратилось, но инженер продолжал работать за свой счёт.
В 1895 году Дэвид Шварц переехал в Германию и при поддержке владельца алюминиевого завода стал работать над дирижаблем с жёстким каркасом. Этот проект был интересным, в т.ч. и для Министерства обороны Германии, но в итоге оно признало такой аппарат непригодным для военных целей и не дало ни копейки на эти исследования.
Дэвид Шварц. Фото www.wikimedia.org
Опуская многочисленные технические подробности, скажу лишь, что Шварц разработал совершенно новую конструкцию дирижабля, с алюминиевым каркасом и покрытием. Испытание этого дирижабля должно было состояться в 1897 году. По удивительному стечению обстоятельств, Дэвид Шварц умер в тот же самый день (13 января), когда получил телеграмму об окончании постройки дирижабля.
Полёт всё-таки состоялся: 3 ноября 1897 года аппарат поднялся в воздух, но вскоре упал. Большинство специалистов посчитало в этом виновным неопытного пилота, но все признали, что данную конструкцию можно считать дирижаблем.
Тогда среди наблюдателей на поле находился немецкий изобретатель граф Фердинанд фон Цеппелин (1838-1917). Известно, что через некоторое время вдова Шварца получила от графа определённую денежную сумму, а взамен передала ему чертежи и документы своего супруга, с условием никогда не патентовать семейное изобретение. Таким образом, воздухоплавательный аппарат Дэвида Шварца послужил прообразом последующих изобретений Цеппелина.
Не умаляя способности самого Цеппелина, всё же стоит признать, что ему очень помогли подобные исследования его предшественников. Первый управляемый летательный аппарат «Zeppelin» успешно поднялся в воздух 2 июля 1900 года, последний был построен в 1938 году, но сам граф никогда и нигде не упоминал имя Дэвида Шварца.
Первый дирижабль Цеппелина. Print & Photographs (P&P) Online Catalog of the Library of Congress
Если подобные истории известны далеко не всем, а разобраться в технических премудростях могут лишь люди с соответствующим складом ума, то в кулинарии у нас все считаются специалистами 🙂 Поэтому блюдо под названием «цепелины» тоже, наверное, известно многим. Давайте в этой связи тоже о нём поговорим, потому что. это название постепенно стирается из памяти даже тех, кто сам же его и придумал.
Существует распространённая легенда, что данное блюдо появилось в Литве и обрело популярность в 1915-1918 годах. Это не совсем соответствует действительности, потому что самое первое упоминание блюда с таким названием датируется лишь 1936 годом: именно тогда в литовской кулинарной книге «Didžioji virėja» был напечатан рецепт «Bulviniais kaldūnais (cepelinais)» / «Картофельные колдуны (цепелины)». Всего в книге было более 3000 рецептов.
Я эту книгу никогда в руках не держала, но читала статьи литовских исследователей, которые говорят, что её автор V. Varnienė ссылалась. на Молоховец. Якобы в книге «Подарок молодым хозяйкам. » был напечатан то ли подобный, то ли даже точно такой же рецепт.
Смотрим первые издания книги Молоховец. и не находим ничего подобного. Более того, я уже не один раз отмечала, что в её «Подарке. » есть точно такие же рецепты, с точно такими же названиями и описаниями, как в книгах Шиттлера и Завадской, вышедших ранее.
В книге Винценты Завадской «Kucharka Litewska»/»Литовская кухарка», которая считается первой белорусской кулинарной книгой, есть рецепты колдунов и колдунков, представленные в мучном варианте. Колдуны Тышкевича, к примеру, считаются в Беларуси национальным достоянием.
Первое издание книги вышло в 1854 году на польском языке, а из картофельных блюд, которые нас интересуют, в нём были только котлеты. Ещё в этой книге есть мясные котлеты, колдуны, колдунки, зразы и клопсы.
Очень похожий список картофельных рецептов, расположенных практически в таком же порядке, приведён, например, во втором издании книги Елены Молоховец (1866 г).
Рецепт под названием «Колдуны литовские», с мучным тестом и мясной начинкой, я нашла в 22-м издании книги Молоховец (1909 г). В этом же издании есть рецепт вареников из картофельного теста и картофельные клёцки (из варёного картофеля, с мукой и яйцами). В отдельной главе «Картофель» представлено уже 41 блюдо, среди них есть картофельные котлеты и картофельные крокеты к жаркому.
Рецепт литовских колдунов есть и в седьмом издании книги П.П. Александровой-Игнатьевой «Практические основы кулинарного искусства» (1909 г).
Из книги Александровой-Игнатьевой:
Важно помнить, что некоторые картофельные блюда кулинары когда-то начали и продолжают готовить до сих пор по аналогии с чисто мучными, т.е. тесто из муки и воды заменили на картофельное, оставив при этом старые названия блюд. Поэтому, к примеру, в Беларуси и Прибалтике колдунами могут называть как мучные изделия, так и картофельные.
Часть оглавления из книги «1000 вкусных блюд». Вильнюс, 1959
Если говорить об истоках подобных блюд, то нужно снова вспомнить, когда и как картофель стал распространяться по Европе. Когда-то я рассказывала об этом в своих статьях «Рождественский огурец. Части 4-5 (про картошку)», «Винтаж на кухне. Potage Parmentier» и «Белорусская кухня. Драники. Части 1-3». Есть сведения, что в Литве картофель стали выращивать с 1805 года.
О картофельном тесте писал ещё польский повар Ян Шиттлер в 1830-50 гг (о нём и его книгах я подробно рассказывала в статье про драники). В Польшу картофельные блюда пришли из Германии. Есть версия (опять же у самих литовских исследователей), что блюда, подобные цепелинай, пришли из Северной Германии через евреев-ашкеназов. То же самое говорят и белорусы про свои драники и другие картофельные блюда, не отрицая еврейское влияние.
Никто не отрицает и то, что «цепелин» («цеппелин») — это от «Zeppelin», а именно от названия дирижабля. Само блюдо как бы намекает на это же: большие картофельные клёцки (от 10 до 20 см в длину), своей продолговатой формой и своим поведением при варке действительно напоминающие дирижабль. Но вот проходит менее 100 лет, и Литва пытается забыть об этом соответствии: тамошние кулинары всё чаще и чаще называют эти «дирижабли» словом «Didžkukuliai / диджкукуляй» («большие клёцки»), а статьи местных исследователей подчёркивают, что подобные блюда можно найти в кухнях Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Украины, Беларуси. Интересно, что при этом почти не упоминается кухня Германии.
О клёцках и галушках разных стран и народов я рассказывала в своей статье «Венгерская кухня. Galuska / галушки. Части 1-2».
В Германии подобное блюдо известно под названием «keilchen (kielkes)», но обычно имеет гораздо меньший размер. В Польше есть «pyzy» и «кartacz», клёцки с начинкой (исследователи ведут истоки к «картечь; начинённый снаряд»). О белорусских вариациях я уже рассказывала в статье про галушки: самые известные названия — «клёцкi з душамi»; «пызы» (как и у поляков); «калдуны» (бывают и чисто тестяные), «камы» (так называется и другое картофельное блюдо), а также «галкi», «клёцкi» и «галушкi» как общие названия для подобных блюд.
«Цэпелiнамi» стали называть подобные клёцки в Беларуси лишь в 1970-х годах, это, в свою очередь, подтверждают белорусские исследователи. Именно тогда, как считается, в советской Литве стали популяризовать эти самые цепелины, называя их на местный манер «cepelinai», хотя рецепты блюд с таким названием печатались ещё в послевоенных книгах. Например, в известном советском наборе открыток «Блюда литовской кухни», выпущенном в 1974 году, уже был литовский холодный борщ на кефире (мы о нём говорили подробно), а вот цепелинов там нет.
«1000 вкусных блюд». Вильнюс, 1959. Об этой книге я уже рассказывала несколько раз. Очень достойное издание с интересными рецептами.
Вот ещё один рецепт цепелинай из этой же книги.
В статье про галушки я говорила, что клёцки и галушки в разных кулинарных традициях могут называться и готовиться по-разному и что рассматривать их суть сначала нужно с позиции именно той традиции, которой они принадлежат.
Рассматривая вариации картофельных блюд, подобных литовским диджкукуляй (цепелинай), мы можем заметить, что в разных кулинарных традициях они точно так же могут готовиться по-разному, а могут и совершенно одинаково. Например, польский вариант может начиняться квашеной капустой, белорусские и литовские варианты могут готовиться только из сырой картошки, в то время как классической литовской основой «цепаков» (их и так ещё называют на родине) всё-таки считается смесь отварного и сырого картофеля в определённой пропорции. К тому же, бывают и вариации, касающиеся формы и размера клёцок (см. рецепты выше).
Кстати, в Литве существует и редкий вариант цепелинов под названием «beprotukai», что значит «дурачки; безмозглые», т.е. без начинки. Готовятся точно так же, как классические, только без ничего внутри, просто картофельные клёцки. В данном случае «мозги» по смыслу соответствует белорусскому «душа». Мало кто знает, что «клёцкi з душамi» могут иметь не только мясную начинку. Т.е. «душа» — это общее название начинки, хотя самый распространённый вариант, который тоже можно назвать классическим — это мясо.
Beprotukai
Мне очень понравилось это двухминутное видео своей атмосферностью!
Цепелинай без начинки
варёный и сырой картофель в пропорции 1:3 по весу (предпочтительно крахмальных сортов); на основе собственного опыта можно подобрать свои пропорции для конкретных сортов картофеля
соль по вкусу
сметана для подачи
по желанию можно тоже подать с луком, шкварками или грибами
1) Отварить картофель (лучше всего целиком и в кожуре). Очистить, растолочь или натереть на мелкую тёрку.
2) Сырой картофель натереть на мелкую тёрку, хорошо отжать через марлю. Сок не сливать, отставить минут на 10-15.
3) Весь подготовленный картофель перемешать, посолить. Отстоявшийся сок слить, собрать со дна миски крахмал, добавить к картофель. Если крахмала не хватает для получения крутого теста — добавить дополнительную порцию из собственных запасов (или заменить мукой). Картофельное тесто должно быть таким, чтобы из него можно было слепить котлеты и они не развалились.
4) Вскипятить столько воды и в кастрюле такого размера, чтобы в них помещались и плавали в «свободном полёте» большие клёцки.
5) Сформировать из картофельной массы «дирижабли» размером минимум 10 см (мои на фото — 12 см). Опускать в кипящую воду по одному: вода сначала успокоится, а потом снова начнёт кипеть. Готовить на среднем огне с момента повторного закипания минут 25-30 (зависит от размера клёцок).
Для подстраховки можно добавить крахмал и в воду, в которой варятся цепелины (до текстуры очень жидкого киселя): это тоже будет предохранять их от разваливания. Иногда и сами клёцки обваливают в крахмале перед опусканием в воду.
6) За это время можно приготовить грибной аккомпанемент, если требуется: потушить лук со свежими грибами до готовности, в конце приготовления по желанию добавить сметану (или подать её отдельно).
Цепелины — блюдо не обыденное, готовили его раньше по праздникам или тогда, «когда у хозяйки было на это время и все необходимые средства», как пишут литовские и белорусские исследователи. Ну, и для этого нужна ведь тёрка, если предполагается готовить основу с сырым картофелем, а о тёрках я тоже отдельно рассуждала (в какое историческое время они могли появиться у разных слоёв населения). См. мою статью «Белорусская кухня. Драники. Часть 2»
Кстати, предупреждаю: тому, кто не вырос на подобных блюдах, понять их с первого раза может быть сложно. На вкус цепелины похожи, например, на белорусскую картофельную бабку.
Фото из литовского интернет-магазина. Коллаж мой.
Во время Первой мировой немецкие дирижабли использовались для бомбардировок и в разведывательных целях. Почему мирные люди именно тогда стали называть свои картофельные блюда «цепелинами»? Понятно, что и книжное название блюда, рецепт которого был опубликован в 1936 году, тоже возникло не на пустом месте, т.к. слово «цепелин /цеппелин» всё-таки редкое и приводящее только к одному явлению.
Сами колдуны из картофельного теста — тоже не такое уж старинное блюдо. Возможно, их стали называть цепелинами и ранее 1930-х годов, но это, скорее всего, были региональные и малоизвестные версии. На других территориях, повторюсь, это блюдо существовало и существует до сих пор под другими названиями, в т.ч. и под тем же самым «колдуны».
Слово «цепелинай/цепелины/цепаки» в значении «большие картофельные клёцки с начинкой» звучит короче, а произносится и запоминается проще, чем «диджкукуляй», поэтому его знают практически во всем мире и вспоминают в первую очередь, если идёт речь о литовской кухне. И, скорее всего, ещё долго будут помнить и проводить разные параллели, цитировать легенды и упоминать явление, которое послужило причиной такого названия, т.к. оно зафиксировано во многих кулинарных изданиях и отдельных статьях.
И теперь я тоже не забуду, что само это явление стало таким известным в том числе и благодаря труду, упорству и тяге к знаниям венгерского талантливого изобретателя-самоучки (и опять-таки еврея, из песни слов не выкинешь) Дэвида Шварца.
Статья подготовлена для моего ФМ «Меню для Золушки» и для «Картофельного ФМ. Сезон 3» по материалам из личного архива, а также на основе данных из источников Венгрии, Литвы, Беларуси и Германии.
солнечная блюдо дирижабль отражателя устройство самолет небо глобус Background Image
солнечная блюдо дирижабль отражателя устройство
Pngtree > фон > технология фон> солнечная блюдо дирижабль отражателя устройство
Это фоновое изображение бесплатно для личного использования. Присоединяясь к нашему премиальному плану, вы можете неограниченно скачивать похожие изображения Нажмите здесь·
Загрузите изображение выше солнечная блюдо дирижабль отражателя устройство и используйте его в качестве обоев, плакатов и дизайна баннеров. Вы также можете щелкнуть соответствующие рекомендации, чтобы просмотреть больше фоновых изображений в нашей огромной базе данных.
Рецепт литовских цеппелин: готовим дома
Цеппелины – такое интересное название у традиционного и самого, пожалуй, «фирменного» литовского блюда. Мастерство кулинара в Литве оценивают именно по умению приготовить вкусные цеппелины.
Это горячее блюдо, основным ингредиентом которого является картофель с различной начинкой, можно подать к обеду, к ужину и украсить им праздничный стол.
Похожие рецепты блюд из картофеля встречаются в датской, шведской, норвежской, украинской и белорусской кухнях. Но его литовский аналог, кажется, стал известным больше других и в немалой мере – из-за своего названия.
Большие картофельные клёцки (зразы) по форме напоминают огромные германские дирижабли (Zeppelin), которые летали через линию фронта во время оккупации Литвы в 1915-18 г.г.
У цеппелинов есть ещё одно название. Правда, довольно трудное для того, чтобы повторить его без ошибки с первого раза – диджкукулиай – (Didžkukuliai).
В литовской кухне еще много вкусных и запоминающихся блюд. Обязательно попробуйте как можно больше традиционных угощений.
Приготовление любого фирменного блюда – дело непростое, и у каждого мастера или хозяйки свои рецепты и секреты цеппелин. Многие известные кулинары даже проводят мастер-классы для желающих научиться готовить цеппелины.
Вкратце с вариациями и отступлениями процесс выглядит примерно так.
Для клёцок и начинки:
- Картофель – 2 кг
- Фарш – 600 г.
- Лук – 300 г.
- Чеснок – маленькая головка или 2 крупных зубчика
- Соль, чёрный молотый перец
- Копченые свиная грудинка, бочок или сало – 250 г.
- Сметана – 200 г.
Процесс приготовления цеппелинов состоит из 4 основных этапов, у каждого из которых есть свои нюансы и особенности.
Первый этап – приготовление картофельного теста
Это основной этап в приготовлении блюда и самый трудный. Если не соблюсти все требования, то есть риск вместо заявленного блюда приготовить картофельную кашу.
Картофельное тесто для цеппелинов готовится из вареного и сырого картофеля крахмалистых сортов в соотношении 1 : 3 (к весу исходных продуктов).
Одну часть картошечки варим (лучше в мундире), слегка охлаждаем, чистим и готовим пюре, пропустив картофель через мясорубку.
Остальной картофель (3 части) чистим и пропускаем через картофелетёрку или обычную мелкую тёрку. Далее тщательно отжимаем полученную массу порциями почти досуха, отстаиваем некоторое время отжатый картофельный сок и аккуратно его сливаем, оставляя на дне посуды полученный крахмал.
Соединяем вареную и сырую массы в одной большой миске или кастрюле, солим и перчим по вкусу и тщательно перемешиваем, добавляя полученный крахмал.
Если всё сделано правильно и пропорции соблюдены, то масса становится похожей на мягкий пластилин.
Вареный картофель лучше приготовить заранее, потому что приготовление “сырой” составляющей массы доставляет больше хлопот и длится дольше.
К тому же сырой картофель на воздухе быстро чернеет и вид у желанного блюда в итоге может оказаться не очень аппетитным.
Второй этап – лепка цеппелинов
Из приготовленной массы должно получиться 8-10 изделий. Величина их теперь уж напрямую зависит от размера руки того, кто взялся за этот ответственный момент в процессе.
Руки смачиваем в холодной воде и набираем полную горсть массы, кладём её на другую ладонь, формируем лепёшку толщиной приблизительно 1,5 см.
Посредине кладём начинку. Защипываем изделие по краям и аккуратно формируем, стараясь не повредить целостность наших продолговатых «дирижабликов».
Фарш для начинки цеппелинов готовится, как и на пельмени: к прокрученному через мясорубку мясу добавляем мелко нарезанный лук, чеснок, соль и перец. Мясо для фарша можно взять не только свиное (классический вариант), но и телятину, индюшачье или куриное.
Известны рецепты фарша для цеппелинов, состоящие на 1/3 из вареного прокрученного мяса. А некоторые хозяйки используют для их начинки фарш только из вареного мяса.
Третий этап – варка цеппелинов
Во вместительной посуде доводим воду до кипения, солим и для улучшения вкуса кладём лавровый лист и несколько горошин душистого перца.
Знаете ли вы истории происхождения литовски имен? Узнайте интересные факты и значения самых популярных имен Литвы.
На память о дружелюбии и уюте литовских улочек, захватите оригинальные подарки https://vpribaltike.com/litva/vilnyus/info-vi/chto-privezti-iz-vilnyusa.html, смотря на которые захочется вернуться еще не раз!
Аккуратно по одному перекладываем цеппелины в кипящую воду, не давая им прилипнуть к стенкам или дну, пока не всплывут на поверхность. Когда это произойдёт, убавляем огонь и варим, слегка помешивая до готовности (около получаса).
Четвёртый этап – соус и подливка
Для приготовления соуса копченую грудинку, бочок или сало необходимо нарезать мелкими кубиками и обжарить с небольшим количеством репчатого лука.
Затем в сковородку добавить очень густую (желательно домашнюю) сметану, размешать и ещё минуту-другую потушить эту смесь.
Готовые цеппелины выкладывают на порционные тарелки (перед этим смазав тарелку холодным сливочным маслом) и поливают соусом.
Интересные факты
Кое-кто считает, что цеппелины гораздо вкуснее только на второй день. Перед едой, вынув из холодильника цеппелин, его разрезают вдоль и обжаривают с каждой стороны до золотистой корочки на сливочном масле. В таком блюде совершенно другой вкус! Что лучше – дело вкуса и привычки.
Есть свои поклонники и у цеппелинов с творогом. Рецепт начинки: стакан творога растирают с 1 яйцом, добавляют измельчённый свежий майоран, солят и перемешивают.
Естественно, с увеличением количества цеппелинов, которые вы готовите, на два стакана необходимо взять два яйца и т. д.
В некоторых районах Литвы популярны рецепты и «сладких» вариантов этого яства – например, цеппелины с клубникой. Интересно будет попробовать жареные цеппелины и цеппелины по-деревенски.
Цеппелинам уже много лет, но они пока не надоели ни литовцам, ни их гостям. А это уже признак перехода в разряд классики кулинарного искусства. На вид блюдо простовато и выглядит несколько примитивным..
Обязательно попробуйте настоящие цеппелины, когда приедете в Литву. Приятного аппетита!