Технология подготовки и проведения классного часа

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

— это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

— это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

— слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

  • Беседа.
  • Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  • Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

— определение проблемы, выбор ситуации;

— распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

— проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

— обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  • Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  • Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

— формирование микрогрупп и назначение ответственных;

— определение приоритетных результатов;

— групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

— мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

— никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

— “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

— все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

5 класс

  • “Кто я? Какой я?” — игра.
  • “Дверь в детство” — путешествие детей в детство их родителей.
  • “Я через 5 лет” — экскурсия в портретную галерею класса.
  • “Архив 5” — праздничное представление, посвящённое итогам года.
  • 6 класс

    1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
    2. Я — дома, я — в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
    3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
    4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

    7 класс

    1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
    2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
    3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

    8 класс

    1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
    2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
    3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
    4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

    9 класс

    1. “Я имею право на…” — разговор на заданную тему.
    2. Всему начало любовь… — праздник.
    3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
    4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

    10 класс

    1. А если не получилось. Что дальше? – диспут.
    2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
    3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
    4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

    11 класс

    1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
    2. Есть только миг между прошлым и будущим… — дебаты.
    3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
    4. Моя миссия в мире – конференция.

    Организация и проведение тематического классного часа.

    Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

    Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

    Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

    Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

    Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.

    (Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть — классный час по возрождению национальной культуры.

    Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района. )

    В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”,

      Программа “Мир спасётся красотой”,
    • Программа “Я — гражданин России”,
    • Программа “Здоровье” и другие

    Организация и проведение информационного классного часа.

    Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

    Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

    Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

    Основные формы во время информационного часа:

    — пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

    — работа со словарём и справочной литературой;

    — работа с политической картой;

    — комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

    — формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

    — просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

    Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

    — интеллектуальные. ринги и викторины;

    — заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

    Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

    5 класс

    1. В. И. Даль и его толковый словарь.
    2. Я и мои способности.
    3. Мир энциклопедий.

    6 класс

    1. Мои сильные и слабые стороны.
    2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
    3. Мои “почему?” и ответы на них.

    7 класс

    1. Глубинные тайны человеческого познания.
    2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
    3. Как научиться управлять собой.

    8 класс

    1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
    2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

    9 класс

    1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
    2. Разговор с самим собой по душам.

    10 класс

    1. Как научиться властвовать собой?
    2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
    3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

    11 класс

    1. Пока я мыслю, я живу.
    2. Юмор в жизни человека.

    Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

    Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

    Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

    Классный час. Тема: «Путь к себе». 7-й класс

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель:

    • раскрыть приемы самопознания личности ребенка;
    • содействовать оптимизации общения подростков с окружающими;
    • развивать ценностное восприятие мира, научившись делать правильный выбор;
    • воспитывать милосердие, желание понять другого человека

    Добрый день! Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех. Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле — это человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я». (слайд 1)

    Мыслители говорили, что человек — это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Как получить представление о других? Как сделать правильный выбор? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из вас особенен, индивидуален и неповторим.

    А какой он — ПУТЬ К СЕБЕ? (слайд 2)Сегодня попробуем вместе фиксировать этапы нашего пути. Мы не раз обращались к подобным темам и сегодня мы сделаем еще 3 шага, в этом направлении.

    Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё — предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трёх желающих к столу. (Описания учащихся: 1й — предмет белый и гладкий, 2й – предмет черный и пушистый, 3й – предмет желтый и ребристый.)

    Совпадают ли ваши мнения?

    Поменяйтесь местами и посмотрите снова. (Описания учащихся.)

    Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения учащихся.)

    Задание классу – Предмет в коробке один, попробуйте его назвать. Почему это не так легко сделать? (Демонстрация кубика с разными гранями)

    Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке? (Высказывания учащихся.)

    Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

    Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее, и уж совсем сложно увидеть всю картину в целом». (слайд 3)

    Итак, первый этап движения на пути к себе (на доске) получить представление других о себе.Помните, в прошлом году, мы играли с вами в игру – и по качествам человека, названных самим учеником, пытались отгадать о ком идет речь? вспомните – как нелегко это было сделать! Что же главное в этом вопросе? Умение правильно себя оценить!

    А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала: №1(слайд 4), №2(слайд 5), №3 (слайд 6) (учитель демонстрирует картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет). Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, пересядьте за первый ряд, второй и третий соответственно. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? (Идёт обсуждение.)

    А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:

    1. Жизнь как наслаждение. (слайд 7)
    2. Жизнь как общение с другими людьми. (слайд 8)
    3. Жизнь как поиск смысла жизни. (слайд 9)

    В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение (повторный выбор).

    Что побудило вас к новому выбору?

    Давайте попробуем провести аналогию с человеком.

    А. Экзюпери говорил: «. Не всегда первое впечатление бывает верным». Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, лучше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». (слайд 10)Вы согласны с этим? (Обсуждение.)

    Да, и я продолжу ваши мысли. Позвольте рассказать одну небольшую историю:

    Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.

    Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

    Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

    Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.

    Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе (на доске) научиться делать выбор.

    Совершая выбор, мы, так или иначе, оцениваем предмет, ситуацию, человека. И делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.

    Следующий этап нашей работы мы называть не будем, а просто перейдем к разговору о грядущем празднике – День Защитника Отечества.

    О героизме наших защитников мы с вами говорили, и не раз. Сегодня Лиза Миронова. Расскажет нам о награде своего дедушки. (Рассказ) (слайд 11)

    Раунд 1 — Торги за медаль (проводит учитель – изображение ветерана необходимо убрать)

    Фрагмент классного часа, проведенного в 7 классе:

    Классный руководитель: Лиза! В нашей школе, ты знаешь, работает музей. Мне бы очень хотелось приобрести эту награду для выставки. Назови цену, пожалуйста, по какой ее можно купить.

    Лиза: (смущаясь) Я не могу эту медаль … Дедушки уже год как нет, это бабушка должна решать…

    Классный руководитель: Лиза! Я предлагаю тебе 1000 рублей! Продай мне медаль! На деньги можешь два диска купить или еще что-нибудь!

    Классный руководитель: Решайся, может мало?

    Лиза: Ее нельзя продавать – это память. (плачет, класс в оцепенении молчит)

    Классный руководитель: Лиза! Извини меня за этот жестокий урок! Это было испытание на прочность, и ты его прошла достойно! Ты умница! Но в жизни, к сожалению, такие предложения могут звучать вполне серьезно. Помните, какими бы ни были условия – память не продается. Это аморально и недостойно Человека!

    Вы, наверняка, поняли, что это была игра с модным сегодня названием «Торги», это было испытание для тебя, Лиза, и ты его успешно прошла. Жестокая игра, но, к сожалению, реальная. Известно ли вам о подобных случаях. Как вы относитесь к таким людям, продающим и покупающим медали? Разве об этом, ребята, мечтали воины, погибшие за высоту «Мамаев курган»? Вспомните о поездке в Волгоград. (слайд 12)

    Раунд 2 — В паре принимают участие 2 ученика: один участник — покупатель, другой — продавец, владелец питомца, живущего в доме четыре года. (слайд 12)

    Фрагмент классного часа, проведенного в 7 классе:

    Женя, который рассказал нам о своей любимой собаке и не стал продолжать разговор, услышав о раунде торгов: «Даже и не начинай! Слышать не хочу! Это не просто животное собака для нас, она как член семьи!» (слайд 14)

    Раунд 3 – продается коробка шоколада. Идея игры: покупателю необходима вещь, владельцем который являетесь вы (работа в парах, разыгрывается ситуация торгов).

    Вывод: есть вещи, которые имеют цену, а есть вещи, которые имеют только ценность, но не имеют цены. (слайд 15)

    Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.

    Все испытав,
    Мы знаем сами,
    Что в дни психических атак
    Сердца, не занятые нами,
    Не мешкая, займёт наш враг,
    Займёт, сводя всё те же счёты,
    Займёт, засядет, нас разя.
    Сердца!
    Да это же высоты,
    Которых отдавать нельзя.

    Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.

    Если надо за правду — бей!
    Если влюбишься — не робей!
    Если заперта дверь — стучи!
    Если трусы молчат — кричи!
    Если ветер в лицо — не гнись!
    Если радость на сердце — пой!
    Но всегда будь самим собой.
    Роберт Рождественский

    Третий этап на пути к себе (на доске)ценностное самоопределение

    Каковы ценности ребят нашего класса? (слайд 16)

    результаты анкетирования «наши ценности».

    результаты анкетирования «волшебная палочка».

    Обследование показало, ребята, что в нашем классе «честь, доброта, взаимовыручка» – понятия не чуждые.

    Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Рассуждения детей

    Почему необходимо познавать себя? (слайд 17)

    • потому что вы — Человек,
    • потому что вы можете выбирать,
    • потому что вы можете помочь кому-то,
    • потому что вы — это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

    Слайды «из жизни класса», фонограмма песни «Дорогой добра» (со слайда 18 переключается автоматически)

    Заключительная игра — «ПАУТИНКА»

    Передавайте поочередно своему соседу клубок ниток.

    Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот момент!

    Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания. Дорога к самому себе — это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим.Поставим здесь многоточие.

    На доске: Этапы нашего пути к себе:

    1. получить представление других о себе
    2. научиться делать выбор
    3. ценностное самоопределение

    В основу положен материал разработки «Путь к себе» Киреевой Н.А., МОУ лицей №16 г. Ставрополь;

    Дополнен и переработан с помощью материала из источников:

    1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя — М.: «ВАКО»,2007г
    2. Жирова Т.М.. Твоя жизнь – твой выбор: развитие ценностей здорового образа жизни – М.: «Панорама», 2006г
    3. Савченко Е.В. Классные часы — М.: «ВАКО»,2007г
    4. Сгибнева Е.П.. Классные часы в средней школе. — М.: «Айрис Пресс», 2006г.
    5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М.: «Генезис», 2007г
    6. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М.: «ВАКО»,2007г
    7. Щуркова Н.Е. Классное руководство. — М.: «Педагогическое общество», 1999г

    Методическая разработка по теме:
    Как сделать классный час интересным и занимательным

    Провести классный час так, чтобы детям было интересно, – это половина успеха и главная составляющая достижения цели. Классный час обычно ориентирован на актуальные проблемы классного коллектива и имеет воспитательные цели. Морализаторство в этом направлении будет малоинтересно, а вот активные формы и технологии пройдут «на ура». Выбор технологии проведения этого мероприятия зависит от целей, возраста учащихся и опыта классного руководителя.

    Предварительный просмотр:

    Как сделать классный час интересным и занимательным

    Легко ли подросткам взрослеть в техникуме? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут классные часы в старших классах. Учебная программа, авторитет педагога и родительское воспитание – одно. Их не всегда достаточно. А вот грамотно составленный и увлекательно проведенный классный час позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.

    Примечательно то, что многие студенты считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости, посещаемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Педагоги чрезвычайно загружены, а классное руководство — это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час в учебной группе техникума, готовиться придётся несколько дней (подбор темы, разработка сценария, поиск и обработка возможной информации по теме, подготовка яркой презентации, планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть), разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут) для старших курсов).

    Любой практикующий преподаватель не понаслышке знает, как порой нелегко провести полезный и интересный для детей классный час в старших группах. Старшекурсники — эти юноши и девушки – не приемлют детского сюсюканья, не потерпят фальши. Они считают себя уже взрослыми людьми. Но им так необходимо получить ответы на интересующие их вопросы. Поэтому подготовка классного часа отнимает у куратора много времени и сил.

    Классные часы для студентов любого возраста должны быть не только познавательными, но интересными – превратите их в возможность высказать свое мнение, обсудить насущные проблемы, в игровой и непринужденной форме донести до подростков важную информацию.

    1. Учитывайте возраст детей – то, что будет интересно студентам на 1 курсе, совсем не воодушевит студентов 3 и 4 курсов. Чем старше дети, тем серьезнее должны быть темы. Вы можете разговаривать с ними как со взрослыми людьми, не забывая об их эмоциональности и тревожащих проблемах. Тематика классного часа должна быть интересна и актуальна – младшие курсы можно обучать правилам дорожного движения, этикету, личной организованности и т.д. Выпускные группы наверняка заинтересуются возможностью пообщаться с представителями предприятий молочной промышленности, проведением интеллектуальных соревнований, обсуждением актуальных для молодежи тем и т.д.

    2. Активно используйте различные презентационные методы – показ слайдов и видеофильмов. Чем нагляднее будет представлена информация, тем больше шансов, что вы донесете ее до студентов именно в том ракурсе, в каком необходимо. В комнате должна быть установлена большая маркерная или интерактивная доска, пользоваться которой разрешено всем – ребятам тоже удобно выражать свое мнение схематично.

    3. Проводите классный час в виде открытой дискуссии, ведь вашей целью является не только обеспечение усвоения материала, но и формирование у подростков собственного мнения, умения его выражать и отстаивать. Если ваши классные часы будут носить характер доверительных бесед, то польза будет двойная – вы быстро наладите контакт с детьми и сможете рассчитывать на их активное участие в обсуждении.

    4. Позвольте студентам самим выбирать тему классного часа, например, раз в два месяца. Возложив на них ответственность за подготовку и проведение «урока», вы не самоустранитесь, а будете оказывать всяческую поддержку, направляя и помогая ребятам.

    5. Проводите ролевые игры – это очень эффективный психологический метод, который позволит подросткам примерить на себя самые противоположные образы. К любой теме можно подобрать небольшую сценку, разыгрывая которую ребята смогут углубиться в проблему и найти пути ее решения опытным путем.

    6. Играйте – дети активно учатся в игре. Каждый подросток должен чувствовать свою причастность, поэтому выбирайте игры с большим количеством участников, а тех, кому не удалось поучаствовать в одной из них, обязательно приглашайте в другую в первую очередь.

    Провести классный час так, чтобы детям было интересно, – это половина успеха и главная составляющая достижения цели. Классный час обычно ориентирован на актуальные проблемы классного коллектива и имеет воспитательные цели. Морализаторство в этом направлении будет малоинтересно, а вот активные формы и технологии пройдут «на ура». Выбор технологии проведения этого мероприятия зависит от целей, возраста учащихся и опыта классного руководителя.

    Как сделать классные часы интереснее?

    Почему многие классные руководители с большим пессимизмом относятся к классным часам, а подростки не испытывают к ним большого интереса? Проанализировав ситуацию, можно сделать выводы:

    1. Классный руководитель, имея большую учебную нагрузку, не может тщательно подготовиться к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о технике безопасности, о состоянии дел в классе и т.д.
    1. Существует целый ряд классных часов, тематика которых повторяется из года в год – ну кому от этого не станет скучно?
    2. Классному руководителю часто трудно отойти от привычной манеры вести урок, и поэтому классные часы не отличаются особым разнообразием деятельности.

    Классный час – это одна из немногих возможностей более близкого, более личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но чаще всего они проводятся после уроков, когда уровень усталости студента и преподавателя повышен. Поэтому превращать такого рода встречи в очередной урок не резонно . Гораздо важнее создать условия для спокойного общения.

    Многие педагоги выбирают авторитарную форму проведения классного часа, полагая, что это способствует поддержанию дисциплины. Но предоставление возможности активного обсуждения, принятия решений не означает потерю контроля над ситуацией. Студенты должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами . Если вы даете возможность высказаться, то слушайте подростка до конца.

    Когда мы присутствуем на различных конференциях, слушаем разного рода сообщения, то при любом уровне усталости мы моментально включаемся и с особым вниманием слушаем яркие, интересные выступления с массой примеров. Соответственно, информация, которую мы отбираем для классного часа, должна быть занимательной .

    В практике можно столкнуться, с тем, что с особым вниманием ребята слушают примеры из жизни своего классного руководителя . И это не просто праздное любопытство. Это возможность взглянуть на педагога с другой стороны. Подросток перестает чувствовать себя одиноким, когда понимает, что люди вокруг него могут испытывать подобные эмоции, вести себя таким же образом в различных ситуациях.

    У любого человека рано или поздно возникает интерес к себе. Именно поэтому очень важно дать подросткам возможность узнать нечто новое об особенностях своего психического склада , что в будущем может стать стимулом к самовоспитанию. Получить дополнительную информацию о себе они могут с помощью тестов. Особенно это познание себя актуально для подросткового возраста.

    Посещение классного часа может быть свободным . Сразу предполагаю негативную реакцию некоторых коллег. После объявления свободного посещения одна половина ребят уходит, а другая – остается. Вот теперь-то все зависит от вас! Надо постараться, чтобы первый классный час был интереснейшим. После этого по группе пройдет слух, и посещение Вам обеспечено. Ну а качество проведения падать уже не должно.

    Смотрите так же:  Бисквит маком рецепт фото